Винтовой компрессор  отличается от поршневого конструкцией, принципом работы и большей производительностью. «Сердцем» винтовых компрессоров является винтовая пара, помещенная в масляную ванну.

Принцип работы винтового компрессора

Теперь более подробно остановимся на каждом элементе и посмотрим весь путь прохождения воздуха по компрессору. 

Принцип работы компрессора данного типа состоит в следующем. Через всасывающий клапан, а далее через воздушный фильтр, воздух поступает в винтовую пару и смешивается с компрессорным маслом. Два ротора (обычно ведущий имеет вид винта с четырьмя витками, а ведомый с шестью) сжимают и нагнетают воздушно-масляную смесь в пневмосистему. Далее сепаратор отделяет воздух от масла и направляет его в охлаждающий радиатор, а масло возвращается обратно в винтовой блок. Радиатор состоит из двух отсеков и служит для охлаждения воздуха и масла. В зависимости от температурного режима масло возвращается в винтовой блок по маленькому, либо по большому кругу через радиатор (более 70 °). Отчищенный воздух поступает на выход к постам компрессора.

 

Масло в винтовом компрессоре играет очень важную роль и выполняет следующие функции:

  • охлаждение
  • обеспечение определенного зазора между роторами винтовой пары путем создания масляной пленки
  • транспортировка воздуха
  • смазка подшипников рабочего элемента

Винтовой компрессор имеет ряд существенных преимуществ:

 

  • низкий уровень шума
  • возможность непрерывной работы до 24 часов
  • чистота сжатого воздуха на выходе
  • большой ресурс работы без ремонта

 

Составные части винтового компрессора:

1. Всасывающий воздушный фильтр

Обеспечивает очистку поступающего в компрессор воздуха из окружающей среды и состоит обычно из двух частей: предварительного прямоуглольного фильтра, установленного непосредственно на корпусе компрессора в месте забора воздуха и фильтра, устанавливаемого перед всасывающим клапаном.

2. Всасывающий клапан

Предназначен для регулирования производительности компрессора (обычно имеет два положения - открыто-закрыто, регулирование - переходом на холостой ход; встречаются пропорциональные клапаны). Имеет пневматическое управление.

3. Винтовой блок

Является «сердцем» винтового компрессора, представляет из себя два ротора выполненных на основе высокоточной технологии механообработки, установленных внутри корпуса.

4. Ременная передача

Два шкива, один на двигателе, а другой на винтовой паре, задают скорость вращения роторов. Для одного и того же электродвигателя изменение передаточного числа уменьшает скорость вращения винтовой пары, но увеличивает прикладываемое усилие. Технические характеристики компрессора меняются при этом следующим образом: чем выше скорость вращения, тем больше производительность, но максимальное рабочее давление при этом ниже (это связано с ресурсом подшипников винтовой пары и мощностью приводного двигателя). В мощных компрессорных установках применяется редуктор либо прямая передача через муфту.

5. Электродвигатель

Электродвигатель вращает винтовую пару через ременной привод, редуктор, либо муфту. Для снижения пиковых нагрузок на компрессорах используется схема запуска "звезда-треугольник" (кроме маломощных, где используется прямой пуск).

6. Масляный фильтр

Предназначен для очистки масла перед возвратом в винтовую пару.

7. Маслоотделитель

Представляет из себя металлический бак специальной формы. В средине бака находится металлическая перегородка с отверстиями. Очистка воздуха от масла происходит первоначально под воздействием центробежной силы при закрутке потока и специальным маслоотделительным фильтром. Благодаря комплексной системе очистки удается добиться минимального остатка масляных паров на выходе компрессора, равного 3 p.p.m. (3 частицы на миллион). 1 p.p.m. = 1,3 мг/куб. м

8. Термостат

Обеспечивает температурный режим. Пока масло не достигло температуры 72 градуса, он пропускает его минуя охлаждающий радиатор, и тем самым ускоряет выход компрессора на оптимальную температуру. Кроме того, при низкой температуре компрессора возможно нежелательное образование конденсата.

9. Маслохладитель

Предназначен для охлаждения горячего масла после отделения его от сжатого воздуха.

10. Концевой воздухоохладитель

Предназначен для охлаждения сжатого воздуха перед подачей его на потребителя. Обеспечивает температуру на выходе на 15-20 градусов выше температуры окружающей среды.